Лазаревский район города Сочи

Меню сайта

Главная История Черноморское побережье История черноморского побережья (2)
История черноморского побережья (2)
Некоторые тайны прошлого помогают открыть сохранившиеся до нас  труды древних ученых - Геродота, Страбона, Скилака. В них сообщается, что в VIII веке до нашей эры на северо-западе Кавказа жили племена киммерийцев, скифов, говров, сарматов, меотов, зихов. Современные ученые считают, что племена меотов, зихов, сарматов заложили основы формирования в более позднее время адыгейской народности.

Большого расцвета достигла в послеантичное время Горгиппия (Анапа). Уже во втором веке до нашей эры посещавшие этот город-гавань, восхищались величайшим искусством - склепом с настенными изображениями 12 подвигов Геракла.

Сильная гражданская власть удерживала  такие города на определенном уровне, пока одно за другим восстания рабов не сломили ее и города стали приходить в упадок. Эра античных греков на  Кавказе закончилась, начинается  время римлян. К тому моменту Рим расширяет свои границы, подчиняя себе новые и новые земли.  Кавказ для римлян опять же становится поставщиком продовольствия и что бы удержать его, римляне вдоль берега моря строят одну за другой крепости.  Остатки одной из таких крепостей (Бага) расположены на территории санатория  “Чемитоквадже”. Диоскуриада переименовывается в Себастополис (остатки крепостной стены того времени можно увидеть на Сухумской набережной), Бата - в Батиос (“гнилой” , кстати “Цемес” в переводе с адыгейского тоже “гнилой”), Торик - в Пагры.

Римские крепости того времени были хорошо укреплены, а войска в них хорошо организованы. И, казалось, ничего не угрожает господству Рима на берегах Черного моря, но распри начались  непосредственно в столице империи. Все больше и больше людей от язычества переходили в христианскую веру. И в Римской Империи произошел раскол на две части - Восточную и Западную. Восточная часть Римской Империи (Византия) становится наследницей крепостей, воздвигнутых  на Черноморском побережье Кавказа. Управлять ими у правителей не было времени, в связи с многочисленными распрями у трона, поэтому они потихоньку разрушаются, а народ разбегается по более обжитым местам.

Византийцы приносят на Кавказ христианство. Сначала христианскими становятся Армянское и Грузинское царства, затем Абхазия. По некоторым источникам, территория Сочи и Туапсе входила в те времена в состав Абхазского царства, Абхазия же официально принимает христианство в 527 году. Стоит напомнить, что в 325 году собирается первый вселенский собор представителей христианской церкви. На этом соборе из 16 евангелиев было отобрано четыре, наименее противоречащих друг с другом.  В этом соборе принимал участие епископ из Пицундского храма.

К тому времени относятся и памятники ранней христианской культуры, которые в большом количестве находились и находятся на территории приморских городов от Туапсе до Сухуми. Христианский храм в пос. Лоо был построен в 6-7 вв нашей эры, то есть за 3-4 столетия до крещения Руси. Храм в Лоо был построен в базиличной форме, что характерно для раннехристианского византийского зодчества.

Еще в начале века в пос. Хоста находилось, по свидетельству очевидцев,  4 храма, стоящих близко  друг от друга.  Но строящуюся в то время Новороссийскую дорогу проложили так, что эти храмы  оказались на пути у строителей. Они были разрушены, не сохранилось даже их описания и зарисовок.

С 5 по 9 века территория северо-западного Кавказа постоянно находилась в войне с многочисленными завоевателями. Персы и арабы делили этот район между собой. Естественно, местные города практически не развивались, а все те традиционные промыслы, появляющиеся со времен греков и римлян потихоньку стали забываться. Местные поселения приходят в упадок и горцы уходят в горы и в труднодоступные районы. Побережье практически остается безлюдным.