Лазаревский район города Сочи

Меню сайта

Главная История Черноморское побережье История Черноморского побережья (8)
История Черноморского побережья (8)

Политика царского правительства в те времена в зоне Сочи основывалась на поддержке недоверия  между национальными группами. Постоянно возникали разговоры о переселении  основавшихся в  Сочи то греков, то армян,  а то и украинцев с эстонцами.

В 1899 году издается правительственное распоряжение, что земли Черноморской губернии могут  заселяться только переселенцами с Северного Кавказа. В силу этих распоряжений  крестьянам,  прибывших из других районов, запрещалось селиться на казенных землях, расположенных в основном на берегу моря. Это нелепое распоряжение на многие годы затормозило переселенческое  дело. Только небольшое количество переселенцев, прибывших в округ без “предварительной” разведки, осела в 20-30 верстах от побережья, в горах. Но отсутствие дорог отнимала почти всякую возможность регулярного сообщения с внешним миром. Это распоряжение было отменено только в 1912 году, снимает ограничения в заселении казенных земель и допускает свободное переселение крестьян в Черноморскую губернию из всех губерний Европейской России.

Облик первых поселений не имел ничего общего с обычными русскими деревнями. В Сочинском  округе, за исключением нескольких селений (Веселое, Красная Поляна, Молдовка), поселенцы  строили жилье на большом расстоянии друг от друга. При доме было все приусадебное хозяйство  и все это обносилось непролазным для человека и животного частоколом и забором.

Страшным бичем для первых поселенцев стала малярия, унесшая два поколения людей, пока люди  не осознали, что низменные участки и долины рек практически  не созданы для жилья, а только среднегорье, продуваемое ветрами, удобное место для строительство селений. Естественно, способ ведения хозяйства должен был отличаться от привычного внутрироссийского. Вот почему армяне  и греки, которые имели  опыт в ведении горного хозяйствования,  засевали большую территорию сельскохозяйственными культурами и при этом не несли больших материальных затрат.

Борьба с малярией началась в 90х годах прошлого столетия. Этой работой занимался отдел земельных улучшений Министерства земледелия. Однако работы были разрозненны и не имели большого успеха, а полностью были завершены доктором Соколовым к 1955 году.

Распоряжением правительства от 24 февраля 1872 года разрешалось продать в частные руки во всем Черноморском округе (от Анапы до Веселого) до 65 тыс. десятин земли. Размер каждого  продаваемого участка земли не должен был превышать 3000 десятин. Участки продавались только в прибрежной части округа. К 1894 году было продано 103 лицам 60 568 десятин по цене 10 рублей за десятину с рассрочкой на десять лет с ежегодным погашением по 1 рублю.

Помимо этого, более 20 тысяч десятин опустевших земель было безвозмездно роздано представителям титулованной знати, близко стоявшей к царскому двору. Однако лица, купившие или получившие безвозмездно землю не спешили ее осваивать. Это случилось по многим причинам. Одна из них - нестабильность политической обстановки в этом районе. Вторая - малодоступность самого округа и отсутствие дорог и  морского сообщения. Третья - малярия.

Первая причина была разрешена только к началу 20 века, а вторая - с  началом строительства Приморской дороги.

К концу 90х годов из 63 участков по Сочинскому округу 25 приступили к устройству имений. А наивысший рассвет дачного строительства приходится на 1901-1903 гг, когда правительственными кругами было объявлено о строительстве в ближайшем будущем железной дороги от Белореченской вдоль Черноморского побережья до соединения с Закавказской железной дорогой. Однако начавшаяся русско-японская война (1904-1905 гг) отодвинула на ряд лет сооружение железной дороги, приостановила дачное строительство. Но с 1907 года наблюдается подъем и застраиваются дачами Сочи, Дагомыс, Уч-Дере, Мацеста, Хоста, Адлер.

Город рос и развивался. Строятся причальные сооружения, строительство Приморской дороги, закончившееся к 1901 году, позволило добираться до этих мест вдоль берега моря, а не только пользуясь услугами пароходных компаний, которые часто срывали рейсы из-за штормовой погоды. Хотя строительство железной дороги не продвигалось, но ветка Армавир-Туапсе  (1914) способствовала развитию города. Линия железной дороги от Туапсе до Адлера полностью была сооружена и введена в эксплуатацию в 1921 году.